Новости и статьи

Го как источник и интегратор междисциплинарного знания

Мир, в котором мы живём, целостный и взаимосвязанный. Рассматривая того же человека через призму научного познания, сложно сказать, где химия переходит в анатомию, анатомия в физику, физика в психологию, психология в социологию, социология в политику и т.д. Всё едино, взаимосвязано и часто, взаимозависимо. Нарушение целостности любой системы ведёт на первых этапах к её ослаблению, а в итоге, часто, к гибели.
Неслучайно, один из принципов прославленного Гая Юлия Цезаря “divide et impera” стал синонимом технологий ослабления и разрушения. Именно по такой схеме уничтожаются государства. Например, Чехословакия, СССР (хотя этот план был реализован лишь отчасти), по такому же принципу был ослаблен Китай в результате отделения Тайваня.
В какой-то момент человек почему-то решил, что и знания лучше разделить и даже обособить. На начальном этапе это привело к дискуссиям из ряда “чья поляна зеленее”. Теперь же мы имеем дело с эффектами: фрагментарного восприятия, туннельного видения, разделение на «гуманитариев» и «технарей», отсутствия понимания связи между явлениями и склонности к ещё большему дроблению научных областей с последующей конфронтацией между ними.
Мир получил армию специалистов, которые не знают, что происходит за границей их области работы. Например, когда у меня снизился слух и я, по рекомендации одного опытного врача, пришёл проверить почки. Видели бы вы как врач-узист иронизировала на тему отсутствия связи, буквально намекая мне, что я не в себе. Ну ладно, в китайско-тибетской медицине об этом известно давно, так с 2000-х и в российских научных журналах вовсю пишут, но для этого их нужно хотя бы читать. В общем, жить в “медвежьей клетке” удобно.
Однако факты и, порождённые ими тренды, вещи упрямые. Сегодня появляется всё больше профессий на стыке различных специальностей, которые станут особенно популярны в силу потребности в специалистах широкого профиля. Исчезает традиционное разделение на «гуманитариев» и «технарей». Согласно прогнозам специалистов, до 2030 года в мире появится порядка 140 новых профессий, большинство из которых будут именно междисциплинарными. Например, одна из основных сфер развития будущего – биотехнологии. Эта отрасль будет развиваться сама по себе, а также активно пересекаться с медициной, сельским хозяйством, энергетикой и инженерией. Миру понадобятся знания системных биотехнологов, урбанистов-экологов и биофармакологов. И так везде. Именно на стыке различных областей рождаются инновации и происходит прогресс.
Вместе с системой нужны и люди, который мыслят по-новому: широко, независимо, целостно. Традиционная для классического образования триада «знания, умения, навыки» становится недостаточной. В ней не хватает познавательной и исследовательской активности, а главное, целостного взгляда на мир. С этой задачей и справляется междисциплинарный подход в обучении.
Сам я ощущал потребность в таком подходе давно. Но чувствовал, что мне, воспитанному на остатках советской системы образования, не хватает какого-то универсального инструмента. Я искал технологию, которая бы хакнула привычный нам тип мышления и стала катализатором перехода на образ мышления, диктуемый настоящим и будущим. Поиски привели меня к игре Го.
Игра в основе своей пропитана единством и целостностью. Если изначально наставнику по Го удалось сформировать нужную рамку восприятия, то с первых ходов ты учишься смотреть широко, переводить внимание с большой картинки на локальные позиции и обратно, видеть сильные и слабые связи между камнями и группами. Играя, и сам не замечаешь как формируются новые ментальные привычки. И если же игрок к тому же регулярно проводит аналогии с жизненными ситуациями, учится моделировать на доске, то прокачивается образное мышление, практика переноса знаний, поиска решений на стыке различных областей, умение и готовность смотреть под иным углом и видеть нетривиальные решения. Благодаря абстрактности модели Го через игру можно объяснить любое знание в единстве: показать взаимосвязь пространства и времени, провести аналогию с кристаллизацией вещества, затронуть анализ глубинных пластов личности, перейти к принятию решений в условия неопределённости и закончить анализом глобальных процессов и технологий управления в обществе.
Игра, словно послание из глубины веков гласит: учись видеть мир целостным. И может быть, играя и размышляя, больше людей поймут, что это значит. Тогда на смену разрушающему подходу “разделяй и властвуй” придёт созидательный “объединяй и управляй”.
Заметки